УТИЛИЗАЦИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ. ЧАСТЬ 2
Также допустима воздушная сепарация и гидросепарация (тяжелосредная) аккумуляторного лома. Данные способы имеют значительные недочеты. Крепкое выделение пыли при сушке и сепарации (в случае воздушной сепарации) требует использования дорогостоящего герметичного оборудования, также значительны потери свинца с органической массой. В случае гидросепарации дробление лома сопровождается пылевыделением свинца и кислоты в атмосферу производственного здания, дробилки нужно герметизировать и оборудовать узлами приготовления и подачи соды либо сообщи для нейтрализации кислоты.
Обогащение лома сопряжено с образованием большого объема промывных вод, насыщающихся солями металлов, итог и обезвреживание которых требует использования особых дорогостоящих методов. Ключевая масса продуктов сепарации - мелкие и сырые материалы, сушка и окомкование которых сопровождаются существенными энергозатратами. Неудовлетворительно полное отделение органики от свинецсодержащих продуктов требует дожигания газов, в которые она переходит при металлургической переработке указанных продуктов. В то же время органическая масса содержит 2-10 процентов свинца, что затрудняет как ее применение, так и хранение. Подмеченные недочеты определили поиск и разработку прочих, в частности, пирометаллургических методов переработки аккумуляторного лома.
2. Шахтная плавка неразделанного аккумуляторного лома. Отработанные автоаккумуляторы, из которых кислота сливается в особую емкость, разгружают и хранят в кислотостойких отсеках склада. Кислоту нейтрализуют либо реализуют иным предприятиям. Шихта шахтной плавки имеет состав, процентов: неразделанный аккумуляторный лом - 60; мелкое свинцовое сырье (изгарь, паста, шламы и т. п.) - 25; флюсы и кокс - 15. Шихту в печь загружают ковшевым погрузчиком, процесс ведут на высокой сыпи, температура отходящих газов не превышает 2000С; пылевынос - 2 процентов. Печь функционирует на нагретом до 5000С и обогащенном до 25-30 процентов кислорода дутье, расход которого равен 3000 нм3/ч. Применение такого дутья и тепла от сгорания органической массы лома автомобильных аккумуляторов дает возможность по сопоставлению с традиционным процессом (плавка сортированного аккумуляторного лома) снизить расход кокса на 50 процентов.